Психологическая экспертиза
В современном мире психологические экспертизы и исследования являются очень востребованными как в рамках судебного процесса, так и по частным обращениям граждан, адвокатов, специалистов органов опеки и попечительства и пр. В рамках психологической экспертизы специалисту или эксперту могут быть поставлены любые вопросы психологического характера, которые входят в область специальных знаний психолога
Психологическая экспертиза может включать очень обширный спектр исследований, среди которых: диагностика индивидуально-психологических особенностей человека, уровня тревожности, агрессии, депрессии, внушаемости, склонности к риску и пр., система его ценностей, психологических защит, проекций, иерархия мотивов, когнитивный, эмоциональный и поведенческий компонент деятельности. Также, в зависимости от поставленной перед экспертом задачей, психолог рассматривает особенности взаимоотношений и систему привязанностей подэкспертного со значимыми людьми и в семье.
При производстве любого психологического исследования или экспертизы психологами нашего Центра используются только стандартизированные надежные и валидные методики и тесты, т. е. те из них, которые опубликованы в профессиональной психологической литературе, показали согласованность результатов при первичном и повторном исследованиях, имеют единую процедуру исследования и обработку результатов, и, что самое главное — действительно исследуют заявленный психологический признак.
Психологи нашего Центра являются практикующими консультантами и диагностами, имеют высшее психологическое образование, дополнительное образование по циклу «Медицинская и судебная психология» ФГБУ ГНССП имени В. П. Сербского Министерства здравоохранения и социального развития, по программе подготовки судебных экспертов «Исследование психологии и психофизиологии человека» в НП «Палата судебных экспертов» при Министерстве юстиции Российской Федерации. Являются специалистами группы по оказанию экстренной психолого-психиатрической помощи МЧС России (повышение квалификации по циклу «Психологическая помощь при чрезвычайных ситуациях, техногенных катастрофах, террористических актах и локальных военных конфликтах» на базе ФГБУ ГНЦ им. А. И. Бурназяна ФМБА России). Все психологи нашего центра имеют практический опыт производства судебных психологических экспертиз в соответствии с действующим законодательством РФ.
Следует отметить, что в нашем Центре возможны как процессуальная (Заключение эксперта, консультация специалиста), так и непроцессуальная форма работа психолога (Психологическое исследование в форме Заключения специалиста).
В нашем центре проводятся экспертизы и исследования по следующим запросам:
Комплексная психологическая диагностика
Комплексная психологическая диагностика проводится с целью выявления как общих индивидуально-психологических особенностей человека, так и частных психологических показателей – уровня агрессии, депрессии, тревожности, перфекционизма, гипертимности, общительности, уровня самооценки, лидерства и пр. Психологом также выявляется актуальное психологическое состояние человека и возможный психологический ресурс для дальнейшего совладания со сложившейся ситуацией. По результатам диагностики психолог дает рекомендации.
Вопрос психологу:
Определить индивидуально-психологические особенности индивида
Определить актуальное психологическое состояние индивида
Определить психологический ресурс для совладания с ситуацией утраты, потерей работы, развода и пр.
Определить наличие факта педагогической запущенности ребенка
Определить соответствие развития ребенка возрастной норме
Патопсихологическое исследование (патопсихологическая диагностика)
Данное исследование проводится клиническим психологом и состоит в исследовании особенностей протекания психических познавательных процессов. Исследование включает батарею экспериментальных методик: «Пиктограмма», «10 слов», «Исключение предметов», «Сравнение понятий», «Простые/Сложные аналогии», «Отсчитывание», «Корректурная проба» и пр.
Для получения дополнительной информации могут быть также использованы методики «ЦТО», «Рисунок человека», «тест Розенцвейга» и пр. Обязательным условием данного исследования является клинико-психологическая беседа и сбор анамнеза.
Умение патопсихолога выделить и корректно классифицировать то или иное нарушение психической деятельности является первым, начальным шагом патопсихологического анализа. Тем самым план высказываний испытуемого «переводится» на язык патопсихологичеких терминов. Анализируются главным образом «нестандартные», ошибочные ответы испытуемого в процессе эксперимента. Данные исследование суммируются клиническим психологом и позволяют сделать вывод о наличии/отсутствии «патопсихологического симптома» или «патопсихологического синдрома/симптомокомплекса». В профессиональной психологической литературе описаны шизофреничский, органический, психопатический, олифреническийсимптомокомплексы и синдром психогенной дезорганизации психической деятельности. Однако далеко не всегда могут быть получены категоричные выводы, психологом могут быть перечислены обнаруженные в ходе исследования особенности и нарушения познавательных процессов, а также имеющиеся психологические ресурсы личности.
Вопрос психологу:
Каковы особенности познавательных процессов подэкспертного (памяти, внимания, мышления)?
Имеются ли признаки психического инфантилизма у подэкспертного?
Соответствует ли развитие ребенка возрастной норме?
Психологическая, психолого-педагогическая экспертиза в рамках гражданского дела о воспитании и месте жительства ребенка
При судебном споре конфликтные отношения между родителями часто принимают характер враждебности, сопровождаются взаимными обвинениями, угрозами и действиями, в которых ребенок используется как средство психологического или другого воздействия. Разведенные родители осознанно или неосознанно ищут в детях психологическую поддержку или «союзников», тем самым вовлекают их в конфликт выбора (интрапсихический конфликт лояльности) между родителями, что предъявляет к ребенку в психологическом плане слишком сложные требования и мешает удовлетворению детских возрастных потребностей.
Таким образом, субъектами данной экспертизы могут быть ребенок, родители, сиблинги, иные члены семьи. Предметом исследования являются индивидуально-психологические особенности подэкспертных, соответствие развития ребенка возрастной норме, взаимоотношения между членами семьи, негативное влияние и пр. Такая экспертиза может назначаться судом в следующих обстоятельствах:
- У суда возникает необходимость в оценке возможного негативного влияния индивидуально-психологических особенностей родителя или стиля воспитания на психическое здоровье ребенка;
- У суда имеются обоснованные подозрения, что ребенок, достигший 10-летнего возраста, не способен к выработке самостоятельного мнения (решения) по вопросу проживания или общения с одним из родителей в условиях в которых он в настоящее время проживает и воспитывается;
- Родитель, проживающий отдельно от ребенка, длительное время с ребенком не общался, у ребенка отсутствует привязанность к данному родителю;
- Ребенок отказывается от общения с одним из родителей.
Вопрос психологу:
Каковы индивидуально-психологические особенности родителей и ребенка?
Каково отношение ребенка к отцу и матери?
Каково отношение матери и отца к ребенку?
Соответствует ли развитие ребенка возрастной норме?
Способен ли ребенок к выработке самостоятельного решения с учетом возрастных особенностей, а также ситуации, в которой он в настоящее время проживает и воспитывается?
Психологическая экспертиза в рамках исследования способности давать показания
В данной экспертизе психолог исследует процессы памяти, внимания и восприятия, склонность индивида к фантазированию и внушению, склонность заполнять пробелы в воспринятой информации в случае ее неясности и нечеткости до законченного образа и пр. Субъектом данной экспертизы являются потерпевшие, свидетели, обвиняемые и подозреваемые, в отношении которых возникают сомнения в их способности давать показания.
При исследовании малолетних и несовершеннолетних психологом обязательно учитываются особенности психического и личностного развития ребенка, характерного для определенного возрастного периода.
Предметом исследования выступает способность правильно воспринимать обстоятельства правонарушения и давать о них показания, а также актуальная возможность реализации этой способности в конкретный юридически значимый период.
Вопрос психологу:
Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности и (или) эмоциональное состояние подэкспертного, а также конкретные условия ситуации правонарушения, мог ли он правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и может ли давать о них показания?
Психологическая экспертиза в рамках гражданского дела о признании сделки недействительной
В основном такого рода экспертизы проводятся, когда у суда имеются основания предполагать совершение сделки под влиянием «порока воли» (ст. 177,178,179 ГК РФ).
Наиболее распространенным является назначение экспертизы по ст.177 ГК РФ — «Недействительность сделки, совершенной гражданином, неспособным понимать значение своих действий или руководить ими». Речь в данной статье идет о «таком состоянии», которое лишало дееспособного гражданина способности понимать значение своих действий и руководить ими. Таким образом, психологом исследуются особенности психологического и эмоционального состояния, обусловленного совокупным влиянием индивидуально-психологических особенностей подэкспертного и актуальной юридически значимой ситуацией.
Исследуются по сути интеллектуальный компонент юридического критерия («способность понимать значение своих действий») и волевой компонент («способность руководить ими»).
В отличие от ст.177 ГК РФ в ст.178 ГК РФ говорится о недействительности сделки, совершенной под влиянием заблуждения. Представления человека формируются на основе ощущения и восприятия, поэтому в рамках ст. 178 ГК РФ основное внимание эксперт уделяет именно нарушениям перцептивной деятельности, которые могут выступать причинами неадекватного отражения ситуации сделки. Также психолог исследует сам механизм процесса решения у подэкспертного, в том числе иерархию мотивов, уровень внушаемости и пр.
С. 179 ГК РФ при назначении психологической экспертизы используется крайне редко, так как суду для признания сделки недействительной в принципе достаточно зафиксировать наличие обмана, насилия, угрозы и пр. При насилии и угрозе, под влиянием которых совершается сделка, обычно остается сохранной способность понимать значение своих действий, но «порок воли» касается непосредственно способности управлять своими действиями.
Вопрос психологу:
Находилась ли подэкспертная при совершении сделки (составлении и подписании завещания, договора дарения) в таком состоянии, которое лишало ее способности понимать значение своих действий и руководить ими?
Имеются ли признаки того, что подэкспертная совершила сделку под влиянием заблуждения?
Психологическая экспертиза в рамках гражданского дела о компенсации морального вреда
В рамках данной экспертизы психологом исследуются «нравственные страдания» (ст. 151 ГК РФ), сопряженные с конкретными индивидуально-психологическими особенностями подэкспертного. Природа нравственных страданий, переживаний может быть связана с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной тайны, распространением не соответствующих действительности требований и пр. При постановке вопросов эксперту следует иметь в виду неимущественную сущность морального вреда, даже при том условии, что он компенсируется в денежной форме.
Вопрос психологу:
Каковы индивидуально-психологические особенности подэкспертного? Как эти особенности влияют на его процесс переживания (страдания, горевания) относительно произошедшего инцидента?
Имеется ли причинно-следственная связь между актуальным состоянием подэкспертного и произошедшим инцидентом?
Комплексная психолого-лингвистическая, психолого-психиатрическая, психолого-почерковедческая и иные экспертизы, совмещающие 2 и более области знаний
Такие виды экспертиз и исследований проводятся экспертами двух и более специальностей, когда для ответа на вопрос недостаточно компетентности эксперта только одной специальности.
Так, психолого-лингвистическое исследование рассматривает с двух точек зрения (лингвистической и психологической) тексты, письма, брошюры, стенограммы и пр., на предмет наличия угрозы, экстремистской направленности, манипулирования, введения в заблуждение и пр.
Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза может проводиться в очно-заочной форме без очного освидетельствования психиатром. Психиатр проводит исследование только по предоставленным медицинским документам. Психолог работает с подэкспертным как в рамках экспериментально-психологического исследования, если в этом есть необходимость, так и по документам. Часто к такого рода экспертизам обращаются при оспаривании сделок в рамках гражданского процесса.
Психолого-почерковедческая позволяет рассмотреть особенности почерка не только с криминалистической, но и с психологической точки зрения. Такая экспертиза запрашивается, когда нужно установить индивидуально-психологические особенности исполнителя, а также особые условия, факторы исполнения (неудобная поза, состояние фрустрации и страха, алкогольное опьянение и пр.)